Текущее время: 16 дек 2018 19:00

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Славянская сцена 100 лет назад
СообщениеДобавлено: 16 авг 2015 18:16 
Завсегдатай

Зарегистрирован: 17 окт 2010 21:19
Сообщения: 572
Откуда: Славянск
Славянская сцена 100 лет назад

Наш город, с его судьбой, богатой историческими событиями, имеет также и свое культурное, не менее интересное прошлое. Попробуем вернуться лет на 100-150 назад и узнать, что же происходило тогда на подмостках Славянска, кем восхищалась местная публика, каким репертуаром баловали зрителей заезжие и местные артисты.
Временем зарождения театральной жизни в Славянске можно считать 1860-е годы, когда в арендуемом у казны Шелковичном саду (ныне ПКиО им. Ленина) помещиком В.К.Панютиным была построена танцевальная площадка, крытая брезентом. К этой площадке, именуемой в народе «Ротондой», силами любителей театра была пристроена сцена для проведения спектаклей. Одними из первых были 12 артистов под руководством В.А.Стрельского и супругов Мерц, исполнявших легкие комедийные пьесы. Самодеятельным артистам не хватало опыта и настоящего таланта. Им то и стал,
выступавший три года подряд на сцене города знаменитый актер и близкий друг драматурга А.Н.Островского - Николай Хрисанфович Рыбаков.

Изображение
Н.Х.Рыбаков.jpg
Н.Х.Рыбаков (1811-1876)

Талант Н.Х.Рыбакова был известен далеко за пределами Славянска. В 1848году он дебютировал на сцене Московского Малого театра, в 1854 году играл Гамлета в столичном Александровском театре. Для славянского провинциального зрителя этот актер с 50-ти летним театральным стажем стал первым представителем артистической элиты на пути познания театрального искусства. Н.Ф.Рыбаков, совместно с театральным кружком Славянска, услаждал городскую публику своим мастерством в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, в «Тяжелых днях», комедии «Лес» и «В чужом пиру похмелье» А.Н.Островского.
С момента постройки в 1879 году курзала на Славянских минеральных водах, так в то время назывался наш курорт, театральные и музыкальные события города происходили именно там. Отдыхающие на водах, а также городские ценители искусства наслаждались игрой актеров и музыкантов, в течение летнего сезона практически каждый вечер.

Изображение
Курзал.jpg
Славянские минеральные воды. Вход в Курзал.

Сцена для театральных представлений в Курзале, кресла для зрителей и уборная для артистов были устроены за средства Славянского отделения Общества красного креста. Первоначально на сцене Курзала выступала местная самодеятельность, которую сменили гастролирующие труппы профессиональных артистов. Имена этих артистов сейчас вряд ли кому-либо знакомы, но в то время они были достаточно популярны. Среди них выделялись известный комик П.Г.Протасов, актер, драматург и режиссер Иван Николаевич Ге, актеры Н.С.Карпенко и А.П.Смирнов.
Особым успехом на курортной сцене пользовалась артистическая труппа под управлением известного украинского драматурга Марка Лукича Кропивницкого, в состав которой входили талантливые и ставшие позже знаменитыми артисты Мария Константиновна Заньковецкая и Николай Карпович Садовский. После того, как в 1881 году царское правительство разрешило ставить на сцене произведения украинских авторов, труппа Кропивницкого играла на украинском языке.
Мария Заньковецкая имела прекрасную внешность, приятный голос. О ней писали: «Не столько красивая, сколько очаровательная. Одухотворенное бледное лицо с высоким лбом. Выразительный четкий рисунок уст с опущенными уголками. Ровные, высоко поднятые брови. Над всем лицом господствуют большие, молодые, очень красивые темно-карие глаза».

Изображение
М.К.Заньковецкая.jpg
М.К.Заньковецкая (1854-1934)

Репертуар Заньковецкой насчитывал свыше 30 ролей: Харитина, София («Наймичка», 1886 г., «Бесталанная» И. Карпенко-Карого, 1887 г.), Наталка («Лимеривна» Панаса Мирного, 1882 г.), Галя («Назар Стодоля» Т. Шевченко, 1882 г.), Наталка, Терпилиха («Наталка Полтавка» И. Котляревского, 1882г.) и др.
Партнером по сцене, а позже и супругом Заньковецкой, был Николай Карпович Садовский – профессионал высокого уровня. Как талантливый актер он зарекомендовал себя в ролях Богдана Хмельницкого, Назара Стодоли, Гетмана Дорошенко, Городничего из «Ревизора». Прославился также как образцовый исполнитель украинской народной песни.

Изображение
Н.К.Садовский.jpg
Н.К.Садовский (1856-1933)


1898 год
Одной из звезд, на протяжении нескольких лет, блиставшей на славянской сцене, несомненно, считалась Мария Ивановна Велизарий.

Изображение
М.И.Велизарий.jpg

Потомственная актриса, выступавшая на сценах театров Москвы и Петербурга, обладала талантом, позволяющим исполнять роли как в стиле «высокой» трагедии, так и комедийные роли. В своей книге «Путь провинциальной актрисы» Мария Ивановна пишет: «Славянск – курорт, очень избалованный хорошими театральными зрелищами. Туда съезжалась публика из Харькова и Ростова, видавшая зимой прекрасные постановки и чрезвычайно поэтому требовательная к актерам. За пять лет мы показали множество хороших пьес, в которых были заняты лучшие актеры Харьковского и Ростовского театров. Сборы были прекрасные, товарищество было очень дружно. Славянские сезоны оставили по себе очень приятное впечатление».

Изображение
М.И.Велизарий_2.jpg
М.И.Велизарий в роли Лизы («Горе от ума» Грибоедова)

Состав театральной труппы, выступавшей в Славянске в 1898 году, выглядел следующим образом. Женский персонал: М.И.Велизарий, Летар, Кундасова, Селиванова, Чарусская, Гнедич, Галицкая, Звездич. Мужской персонал: И.М.Шувалов, Павленко, Бежин, Горбачевский, Полетаев, Ленский, Любимов.

Изображение
М.И.Велизарий_3.jpg
М.И.Велизарий в роли Дездемоны («Отелло» Шекспира)

Режиссером труппы и одновременно ее актером состоял Иван Михайлович Шувалов, выступавший как на императорских сценах, так и в провинциальных театрах. Как актер, Шувалов сочетал в себе мастерство исполнителя классических ролей (Гамлет, Отелло, Макбет, Король Лир) с замечательной игрой комедийных ролей. В последствии творческий союз Велизарий и Шувалова был скреплен брачными узами.

Изображение
И.М.Шувалов.jpg
И.М.Шувалов в роли Самозванца («Самозванец и царевна Ксения» Суворина)

30 и 31 июля 1898 года на Славянских минеральных водах состоялись гастроли артиста Императорских театров Мариуса Мариусовича Петипа. Жители города и курортники получили возможность насладиться игрой этого талантливого артиста. Он выступил в своей лучшей роли гувернера из одноименной пьесы и в роли Дон-Жуана из пьесы Мольера. Театральные критики тех времен отмечали умение Петипа красиво носить костюмы и фраки и его пленительную внешность. Эти качества делали его идеальным актером на амплуа героев-любовников.

Изображение
М.М.Петипа_2.jpeg
М. М. Петипа (1850-1919)

В июне 1898 года Славянский курорт посетил клоун-дрессировщик Дуров из знаменитой династии цирковых артистов. В то время посещение цирковых представлений считалось дурным тоном, и вот что по этому поводу писала местная пресса.

Изображение
00b0008_1898w.jpg

Изображение
А.Дуров.jpg


1900 год
Несмотря на несколько пренебрежительное отношение к цирку театральных гурманов Славянска, сей вид искусства, все-таки отстаивал свое право на существование и периодически вносил разнообразие в культурную жизнь нашего города. В июне 1900 года в Славянск прибыл на гастроли французский цирк Луи Годфруа. Нужно отметить, что в труппе этого цирка в то время участвовали знаменитый борец, неоднократный чемпион мира Иван Поддубный и известный уже местной публике клоун и дрессировщик Анатолий Дуров. Представления цирка проходили во дворе наследников Прусовых по Дворянской улице, недалеко от Соборной площади и участие в них столь знаменитых артистов наверняка привлекало большое количество зрителей.

Изображение
И.Поддубный.jpg

Славянский купеческий менталитет подкупали также разнообразные маркетинговые ухищрения, которые способствовали еще большему притоку публики. Луи Годфруа привлекал внимание зрителей, устраивая во время представлений розыгрыш призов – часов, женских украшений, столовых приборов. А 29 июня 1900 года находчивые антрепренеры решили разыграть в цирке корову, тем самым переплюнув устроителей лотереи проходившей на Славкурорте, где разыгрывалась лошадь!
Подробности этой жесткой конкуренции описаны ниже.

Изображение
00a0016_1900w1.jpg

Театральные вечера на Славянском курорте начинались в 9 часов вечера и оканчивались не раньше 12-ти, а не редко и позже часу ночи. После спектаклей обязательно следовали танцы, продолжавшиеся до 3-х часов ночи. Возражения врачей в отношении столь бурного образа жизни отдыхающих не принимались во внимание. В репертуаре гастролирующих в Славянске театров преобладали постановки драматического содержания – «вместо легких комедий и фарсов, возбуждающий здоровый, веселый смех, ставятся 4-х 5-ти актные драмы и мелодрамы, угнетающим образом действующие на нервы».
В июле 1900 года в Славянске в очередной раз прошли гастроли артиста императорских театров М.М.Петипа. Сперва было объявлено три гастрольных спектакля, а потом состоялись еще три: один по желанию публики, другой в бенефисе гастролера и третий с участием известного артиста И.М.Шуавлова – с благотворительной целью. Думаю, что продление гастролей было результатом гостеприимства Славянского курорта и многочисленными поклонницами артиста.
В своих мемуарах «Путь провинциальной актрисы» Мария Ивановна Велизарий о Мариусе Петипа пишет: «Когда М.М.Петипа – красавец, кумир всех петербургских женщин, - поссорившись с дирекцией, ушел с императорской сцены, поднялся переполох: заменить Петипа – не шутка! Прежде всего надо разыскать такого же красавца, - актер только даровитый, конечно, не удовлетворит публику».

Изображение
М.М. Петипа.jpg
М.М.Петипа

11 июля в курзале Славянских минеральных вод шла комедия А.Дюма «Полусвет», где Петипа играл роль Оливье. 12-го гастролер играл князя Панина в комедии Жоржа Оне «Теща». 16 июля была поставлена драма Григория Ге «Казнь». Во всех ролях Мариус Петипа был великолепен и публика встречала его с восторгом. Завершала гастроли комедия Островского «Бешенные деньги», сбор от которой был направлен в фонд Славянского общества грамотности. Местные СМИ с восхищением писали: «Театр был переполнен. Господа Петипа и Шувалов, начинающие пьесу, были при выходе встречены дружными, долго не смолкавшими аплодисментами и двумя венками с инициалами артистов. Им пришлось продолжительное время раскланиваться, прежде чем начать первое действие».

Распорядителем актерского товарищества, выступавшего на сцене Славянского курорта был Виктор Михайлович Бежин (1865-1907) – драматический актер и антрепренер, известный в основном в театральной среде Харьковщины и Одессы. 6 августа 1900 года состоялся его бенефис с пьесой А.Н.Островского «Безприданница», в которой он выступил в роли Карандышева. Почувствовать атмосферу театрального действа и овации публики поможет следующий отчет об этом бенефисе.
«Весь вечер от поднятия занавеса до потушения электричества г. Бежин служил предметом самых шумных и самых искренних восторгов. Не смотря на позднее время сезона, когда три четверти курортной публики уже покинуло Славянск, - сбор достиг 300 рублей. Бенефициант получил золотое кольцо с опалом, осыпанным бриллиантами, самовар, одеяло, три венка и плато со стихами:
«Благодарю сердечно Вас,
Благодарю и от души Вас поздравляю.
Тяжел Ваш труд:
Благотворю и быть талантливым желаю.»
Товарищество артистов также чествовало бенефицианта: при открытом занавесе старший и симпатичный член товарищества Н.С.Карпенко, при короткой прочувствованной речи, поднесла от имени товарищества брелок и визитную карточку с бриллиантом. Бенефициант, в роли Карандышева, был предметом шумных оваций, не только как симпатичный для публики артист, но и как исполнитель роли, в которую г. Бежин вложил столько искренности и правды. Финал третьего акта – сцена опьянения и последующий монолог произвели сильное впечатление на публику, а г-жа Велизарий, со свойственным этой артистке талантом, дала очень яркий образ безприданницы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.» Прочитав этот отчет, невольно сравниваешь уровень театральной жизни того «отсталого» дореволюционнго Славянска с нынешним уровнем и остается только надеяться, что местные т.н. дворцы культуры, разрушенные прошлогодними событиями или переданные городом для более «возвышенных» нужд, когда-нибудь попытаются возродить прежние традиции города.


1901 год
Изображение
00c0003_1901w1.jpg

Театральный сезон 1901 года на Славянском курорте был провален. Причиной этому послужило недостойное поведение труппы петербургского театра «Фарс» во главе с режиссером С.Ф.Сабуровым, с которой Управлением Славянских минеральных вод был заключен контракт. Достаточно известный в России актер и театральный деятель Симон Сабуров (1868-1929), долгое время был актером московского театра «Эрмитаж», а в 1896 году организовал в Петербурге театр «Фарс», с которым и приехал на гастроли в Славянск. 1 июня состоялось открытие спектаклей. Репертуар театра соответствовал его названию, определяющее место в нем занимали комедии и фарсы, переведенные с французского и немецкого языков. Авторы спектаклей ныне не известны, зато названия говорят сами за себя: комедии «Муж из деликатности» и «Война с тещей», фарс «Дама из кафе-шантана» и «Женская чепуха», фарс в 3-х действиях «Дамский доктор» и шутка «Переводчик». Труппу украшали любимицы петербургской публики, звезды первой величины Маргарита Воронцова-Ленни и Елена Грановская. Спектакли должны были продолжаться до середины августа.

Изображение
М.Воронцова-Ленни.jpg
Маргарита Воронцова-Ленни

Изображение
Е.Грановская.jpg
Елена Грановская (1877-1968)

В первый месяц своего выступления «Фарс» уже успел заслужить признание у публики, студенты уже начали изливать свои чувства в письмах к Воронцовой-Ленни, критики уже перестали придираться к игре актеров. И тут вдруг исчезает в неизвестном направлении режиссер труппы Сабуров, не сообщив ничего о своем исчезновении ни артистам, ни управлению курорта. Оставшиеся без наставника актеры какое-то время пытались продолжить представления, однако после того как неуправляемой труппой была поставлена драматическая сказка «Потонувший колокол», Управление Славянских минеральных вод распорядилось прекратить выступления театра. Кроме того администрация труппы была уличена в продаже «левых» билетов. Попытки вступить в объяснения с оставшимися из артистов «окончились дерзкими с их стороны выходками и даже грубой бранью и угрозами». Лицам, купившим заранее билеты, были возвращены деньги. Описывая последнее представление театра, местный критик под ником Vir, сообщал: « В пятницу, труппою русских драматических артистов была поставлена драма-сказка «Потонувший колокол». На афише был нарисован сам колокол, а в месте, где вписываются фамилии участвующих, значилось – Фея, Водяной, Леший, Ведьмы, Эльфы, Карлики. Каково же было исполнение? Полное незнание ролей: суфлер просто надрывался из будки, публика передних рядов слышала раньше кричащего суфлера, а затем уже неуверенные слова исполнителя. Никогда еще на Славянском курорте не было труппы менее состоятельной в художественном отношении».
Оставшуюся часть сезона 1901 года заполнили выступления духового оркестра, составленного из учеников Славянского двухклассного приходского училища, литературно-художественные вечера и концерты в пользу Общества пособия недостаточным студентам Харьковского университета, а также следовавшие за этим танцевальные вечера. Танцы под музыку курортного оркестра или артилерийского оркестра из Бахмута обычно продолжались до самого рассвета. Эмоции в то время, я думаю, не уступали современным дискотекам.

Изображение
00c0041а_1901w.jpg

Менее искушенного славянского зрителя побаловал своими гастролями цирк господ Соббот.

Изображение
00c0013_1901w1.jpg

В своем заключительном представлении цирк господа Соббот разыграли среди зрителей лотерею. Разыгрывалось 50 подарков на общую сумму 200 рублей. Главным подарком разыгрывалась дрессированная лошадь или 60 рублей деньгами. Очевидно, что в те времена часто пользовались этим приемом для привлечения зрителей, а приз в виде лошади воспринимался зрителями аналогично телевизору, разыгрываемому в «Караоке на майдане».


1903 год
Музыкальный сезон 1903 года на Славянском курорте был представлен приглашенным из Севастополя духовым оркестром броненосца «Екатерина II». Оркестром из 36 человек руководил Антон Францевич Нескусил. Музыканты играли два раза в день, утром с 10 до 12 часов и вечером с 18 до 22-х. Матросские костюмы музыкантов придавали оркестру торжественность и производили впечатление на слушателей, в особенности на дам.

Изображение
Оркестр.jpg
Славянские минеральные воды. Музыкальная эстрада.

Дебют оркестра состоялся 14 мая, в курзале, в день открытия курортного сезона. Жаловаться публике на скудность репертуара не приходилось. Об изменении вкуса меломанов за сто с лишним лет можно судить по шедеврам типа «Черные глаза», «Белые розы», «Ах какая женщина», звучащим до недавнего (довоенного) времени на танцевальной площадке санатория «Славянский», и программой оркестра под управлением А.Ф.Нескусила, исполняемой в том же месте, в 1903 году.

Изображение
22_w _1903.jpg

9 июля на Славянском курорте был устроен замечательный музыкальный вечер в пользу «Общества пособия недостаточным больным, лечащихся на Славянских минеральных водах». Замечательным он был по причине участия в нем двух знаменитостей – впервые посетившей наш город, пианистки Ядвиги Залесской и актера Бориса Борисова.
Ядвига Залесская, хорошо известная европейской публике, аккомпанировавшая самому Федору Шаляпину, сочетала в себе два таланта: блестящей пианистки и певицы. Одно имя этой артистки обеспечивало успех ее выступления. Самой выдающейся вещью в ее исполнении была, сыгранная на отличном концертном пианино фабрики Оффенбахера, Первая баллада Шопена. Превосходный выбор пьесы мог бы удовлетворить самые изысканные вкусы только серьезных ценителей музыки. Но, судя по бурным, восторженным рукоплесканиям всего зрительного зала, нужно заключить, что пьеса произвела впечатление абсолютно на всех. «Описать игру г-жи Залесской невозможно, ее нужно слушать. Уж кому Бог дал колорит и художественное чутье и понимание: артистка в каждом дюйме и в каждой фибре!». Так писала о ее выступлении в Славянске местная пресса.

Изображение
Я.Ф.Залесская.jpg
Я.Ф. Залесская (р.1869)

Борис Самойлович Борисов – ведущий актер московского Театра Корша, был известен также как автор и исполнитель романсов и куплетов. Его романсом «Сон» и был открыт благотворительный вечер.

Изображение
Б.С.Борисов.jpg

Борисов был мастером психологического контакта со зрителем, ему всегда удавалось взаимопонима-ние и взаимодействие с аудиторией. Полный человек, с добрым лицом, с улыбкой, обещающей радость общения, неторопливо вы¬ходил на сцену и некоторое время молча, неподвижно смотрел в зал. Зрители дружными аплодисментами встречали своего любимого актера. Борисов вначале «на-страивал зал» шуткой, каламбуром, остроумным злободнев¬ным анекдотом и, когда убеждался, что «зал его», при¬ступал к исполнению основной программы. Кроме романсов Борисов исполнил также песни Беранже и читал рассказы на украинском языке.

Изображение
Б.С.Борисов_2.jpg
Б.С. Борисов (1872-1939)

Известный журналист тех времен Лоло написал о Борисове следующие строки:
Играет комиков, героев,
И резонеров, и шутов;
На лад любой себя настроив,
Со всеми ладить он готов.
Талантлив, смел! Набравшись духу,
Перехитрит всех хитрецов;
Сыграет мальчика, старуху
И даже... пару близнецов!

Изображение
Б.С.Борисов афиша.jpg

По следующей ссылке в исполнении Борисова звучит шуточная песня «Макарони»
https://www.youtube.com/watch?v=fFC9Vxy ... e=youtu.be


В начале прошлого века довольно удачной формой выступлений гастролировавших артистов являлись так называемые «товарищества», в составе которых с успехом объединяли свои таланты участники многих театров. Не была исключением и Славянская театральная сцена 1903 года, на которой выступало Товарищество В.М.Бежина, при участии артистов Харьковского театра (Б.С. Борисов), Театра Корша (В.Н.Пшесецкая, Л.Н.Мельникова), Театра Ростова на Дону (Е.Н.Бельская), Тифлисского театра (О.А.Львова, Е.А.Цветкова, А.П.Смирнов), Новочеркасского театра (В.М.Бежин, С.Д.Орский), С-Петербургского художественного театра (П.Н.Орленев).

Изображение
П.Н.Орленев_2.jpg

Гастроли театральной труппы открылись 12 июня в Курзале Славянских минеральных вод пьесой-комедией О.Эрнста «Педагоги», 14 июля давали «Новое дело» Немировича-Данченко. Репертуар Товарищества готов был удовлетворить самые разнообразные вкусы зрителей. Славянская публика в то время не ограничивалась, как ныне, многократным просмотром, набившим уже оскомину, спектаклем «За двумя зайцами», а позволяла себе иметь право выбора. Подтверждение тому – театральная программа труппы: «На дне» и «Мещане» М.Горького; «Мисс Гоббс» Джерома К. Джерома; «Да здравствует жизнь» Г.Зудермана; «Дикие утки», «Гедда Габблер», «Приведения», «Нора» Г.Ибсена; «Коварство и любовь» Шиллера; «Генеральша Матрена» Н.Вердер; «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского; «Каприз» А.Суворина; «Дети Ванюшина» С.Найденова; «Бесприданница», «Бедность не порок» А.Островского; «Безправная» Е.Владимировой; «Перербургские трущобы» В.Крестовского, «Отравленная совесть» А.Амфитеатрова. Большинству из нас многие авторы и названия этих спектаклей, к сожалению, совершенно не знакомы.
25 июля в Курзале Славянского курорта хором Троицкой церкви был дан концерт. Публикой концерт был вполне одобрен, а критика писала о нем следующее.

Изображение
36_1903w1.jpg

Ну и как обычно, не обошлось без традиционного негодования славянских эстетов по поводу выступления цирковых артистов, отвлекающих внимание публики от высокого искусства.

Изображение
55_w1_1903.jpg


1907 год
Закаленных цирковыми представлениями, «превращающими человеческую природу в звериное чувство», славянских ценителей театра и классической музыки летом 1907 года ожидало очередное испытание – испытание синематографом, причем в самой откровенной его форме, демонстрирующей «глупые сцены людского распутства и порнографию чистейшего вида». Подробности этого безобразия освещались местной прессой:

Изображение
12_1907 w2.jpg

Театральный сезон 1907 года на Славянских минеральных водах был открыт 10 июня выступлением, знакомого уже местной публике, Товарищества актеров под управлением Виктора Михайловича Бежина. Давали «Новую жизнь» очень популярного в те времена драматурга Игнатия Потапенко. Репертуар труппы, как и ранее, был многообразен, но особым успехом в тот год пользовались постановки по произведениям Конан Дойля, посвященные приключениям Шерлока Холмса. Среди актеров особо выделялись, ставшие позже знаменитостями, Ольга Рахманова и Эвелина Днепрова. Уважение зрителей в очередной раз заслужил также и режиссер коллектива В.М.Бежин, который иногда выступал в роли актера. Бенефис Бежина в роли Григория Мурова в пьесе А.Островского «Без вины виноватые», состоявшийся в конце театрального сезона, носил торжественный характер и прошел на Ура! Славянские зрители остались весьма довольны и отнеслись с глубоким уважением к выступавшим артистам. По окончании спектакля бенефицианту поднесены были роскошный венок от управления курорта. От публики был подарен букет, письменный прибор и бриллиантовое кольцо (!), а от коллег-артистов – серебряный сервиз. Дети приюта Харьковского благотворительного общества вручили В.М.Бежину венок и памятный адрес. Кроме того Виктора Михайловича забросали разноцветными билетиками с четверостишьем:
Привет тебе, любимец дорогой,
Служитель чистого искусства;
Своей правдивою игрой
Буди в нас мысль, буди в нас чувство!
Через неделю после удачного бенефиса жизнь артиста оборвалась. Толпа народа провожала в последний путь своего любимца, которого похоронили на кладбище Минеральных вод.

В субботу, 4 августа, курортники и жители Славянска наслаждались шикарным концертом симфонического оркестра под талантливым управлением Н.Х.Векслера. Программа концерта характеризует культурный уровень меломана того времени:
1. Бетховен. Симфония №1 C-dur.
2. Вебер. Invitation a la danse.
3. Бородин. В Средней Азии (музыкальная картина).
4. Арманди. Концертная фантазия: соло для скрипки, виолончели, 2-х корнетов, флейты, и кларнета.
5. Россини. Увертюра из оперы Вильгельм Тель.
6. Сен Санс. Пляска египтянки.
7. Даргомыжский. Малороссийский казачек, фантазия для оркестра.
8. Глазунов. Финал из балета Раймонда.
9. Валлас. Увертюра из оперы Маритана и др.

После выступления оркестра был устроен фейерверк и состоялся танцевальный вечер.


1908 год
5 и 7 июня в курзале Славянских минеральных вод демонстрировались картины синематографа. Публика положительно оценила сие развлечение, тем более что аппарат почти устранял мигание, цены на вход были невысоки, а показанные картины были комического содержания, что дало возможность зрителям похохотать здоровым смехом.
Театральный сезон 1908 года был представлен новой для Славянска труппой под управлением В.Н.Викторова. В это раз не забыли и о представителях младшего поколения. Специально для них были поставлены несколько детских спектаклей, исполнителями которых преимущественно являлись артисты от 8-ми до 11-ти лет. Репертуар был составлен из любимых и популярных сказок. Костюмы, бутафория и декорации для детских спектаклей были специально привезены из Петербурга. Во время антрактов и по окончании спектаклей устраивались детские танцы и игры.
Что же касается взрослой публики, умеющей уже ценить настоящий талант, труппа В.Н.Викторова совершенно не оправдала возлагаемых на нее надежд. Репертуар коллектива состоял из модных пьесок, имеющих успех в Париже, с броскими названиями - «Дневник падшей», «Счастье только в мужчинах», «Склеп», которые были заточены только под коммерческие цели. Славянская публика не оценила попытку приобщения к западной моде и даже сравнила офранцуживание зрителя с импортом «парижских резиновых изделий».

Изображение
20_1908 w1.jpg

2 июля на концертной площадке Славянских минеральных вод с аншлагом прошел концерт знаменитых оперных артистов К.Т.Серебрякова и А.Л.Брайнина. Успеху звезд сопутствовал «чудный артистический аккомпанемент г. Ростроповича». Вероятней всего это был дед известного Мстислава Ростроповича – Витольд Ростропович.

Изображение
К.Т.Серебряков.jpg
К.Т.Серебряков (1852-1919)

Константин Терентьевич Серебряков – заслуженный артист Императорского театра, солист Мриинского театра, исполнитель около 100 оперных партий. Обладал голосом красивого тембра (бас) и прекрасными внешними данными.

Изображение
А.Л.Брайнин.jpg
А.Л.Брайнин (1880-)

Абрам Лазаревич Брайнин – оперный артист (тенор) и концертный певец. Обладал хорошим голосом, отчетливой дикцией и выразительной мимикой. В годы 1-й мировой войны устраивал благотворительные концерты, пел в госпиталях, лазаретах, давал концерты в пользу раненых и их семей.

27 июля на Славянском курорте учителем гимнастики А.А.Новаком и доктором А.И.Малышенко был организован детский праздник. В 16.00 в Грессеровском парке, под звуки специально приглашенного духового оркестра, начали собираться зрители со своими детьми. В программу праздника входили следующие состязания для детворы:
Маршировка детей с флагами.
Бег на скорость.
Собирание картофеля.
Бег через веревочные заграждения.
Прыжок на пузырь.
Бег в мешках.
Пускание воздушного шара.
Детишки, с оживленными лицами и зелеными флагами, в гимнастических костюмах торжественно продефилировали перед публикой, а затем, разбившись на команды, принялись завоевывать призы. Жюри конкурса возглавил главный врач курорта, профессор А.Х.Кузнецов. Для призов были специально приобретены серебряные ручки для перьев, книжки, картины и коробки с конфетами. Грамоты в то время не пользовались популярностью. Возможно, среди фамилий победителей кто-либо из читателей этой статьи узнает своего прадедушку или прабабушку и поймет значение сохранившейся серебряной ручки, поэтому привожу полный список.
По три приза получили:
Сергеев Владимир, Гофман Саул, Фоняков Игорь, Руднева Лидия, Гиршман Зина, Венгерский Саша.
По два приза получили:
Коссобудский Борис, Шафир Михаил, Глуховцова Оля, Гофман Люба, Звенигородская Маруся.
По одному призу досталось:
Геринг Марьяну, Маркину Борису, Самойлович Наташе, Федину Сереже, Квитко Марусе, Рудневу Валентину, Гинзбургу Павлу, Милославскому Мише, Хенкину Жене, Николаеву Вале, Глуховцеву Савве и Булацель Борису.
По окончании праздника благодарные дети вручили своему любимому учителю гимнастики Адольфу Антоновичу Новаку памятный адрес и запустили в небо воздушный шар.


1909 год

Театральный сезон 1909 года на Славянском курорте открыло товарищество артистов под руководством
Сергея Дмитриевича Орского пьесой Фульда «Школьные товарищи». Пьеса имела у зрителей достаточный успех, однако местные критики набитым глазом отметили несколько шероховатостей. Критиковался совершенно не подходящий костюм бедной стенографистки, состоящий из белого капота и модной дорогой шляпы с длиннейшей газовой вуалью.

Изображение
С.Д.Орский.jpg
С.Д.Орский

В составе театральной труппы участвовали в основном артисты Харьковского городского театра:
Мурский, Ордынский, Горбатов, Колобов, Каблуков, Коллен, Свешникова, Демидова, Южная, Озерова и сам распорядитель труппы – Орский. Последующие постановки театра имели ровный и высокий в материальном плане успех. Репертуар, как обычно, не заставлял скучать славянскую публику. Названия спектаклей мне, как и большинству читающих эту статью, ни о чем не говорят, но все же перечислить их не помешает: «Искры пожара» автор – Г.Ге, «Черт» - Мольнара, «Больные люди» - Гауптмана, «Равноправие» - Стриндберга, «Казенная квартира» - Рышкова, «Безработные» -Белой, «Полтавский дядюшка» - Пальма, «Вожди» - Сумбатова, «Огни ивановой ночи» - Зудермана.
В июле 1909 года на Славянских минеральных водах отдыхала известная оперная артистка Эмилия Федоровна Боброва (урожд. Пфейфер, настоящее имя Элеонора Генриетта Ида). Певица обладала голосом широкого диапазона и первоклассной вокальной техникой. Современники называли ее «любительнецей вокальных фейерверков». Ее выступления с успехом проходили в Харькове, Казани, Саратове, Перми, Киеве, Петербурге, Москве, Одессе.

Изображение
Э.Ф.Боброва.jpg
Э.Ф. Боброва-Пфейфер (р.1875)

Уступая многочисленным просьбам публики, Элеонора Федоровна согласилась дать только один концерт на Славянском курорте. В программу выступления артистки вошли романсы и отрывки из опер «Лакмэ», «Руслан и Людмила», «Севильский цирюльник» и другие. Красота и женственность певицы , ее восхитительный голос доставили зрителям незабываемые впечатления.
Еще одним «крупным музыкальным наслаждением» для славянских почитателей музыки явилось выступление 14 июля талантливого скрипача–виртуоза Михаила Эрденко. Программа концерта состояла из произведений Штрауса, Скрябина, Паганини, Венявского, Сарасате. На бис артист мастерски исполнил ноктюрн Шопена, колыбельную песню Чайковского и вариацию на тему «По улице мостовой».

Изображение
М.Г.Эрденко.jpg
М.Г.Эрденко (1885-1940)

К репортажу местных СМИ о концерте Эрденко в Славянске добавить нечего: «Такую игру удается слышать редко. Не знаешь, чему удивляться более: громадной ли технике артиста, способности ли его извлекать из струн своей скрипки такие живые чарующие звуки, проникающие в душу и буквально гипнотизирующие слушателя, или же, наконец, свободе, с которой Эрденко обращается со своим инструментом. Красивый сочный и широкий тон, звуки, напоминающие рыдания человека, техника и, наконец, подбор пьес, изумительно трудных по исполнению – все это вызывало энтузиазм публики».
Игру Михаила Эрденко можно услышать по следующей ссылке (запись 1913 года):
https://www.youtube.com/watch?v=fIYxKkh ... e=youtu.be

Изображение
М.Г.Эрденко_1913.JPG

Высокий уровень выступлений гастролирующих артистов на славянской сцене, старалась поддержать и местная самодеятельность. 15-го июля в курзале минеральных вод состоялся концерт сводного хора двух славянских церквей под управлением М.П.Ступницкого. Хором, состоящим из 55 человек, были исполнены следующие, довольно милые по названию, произведения: «Ручеек тихо тек», «Заря потухает», «Тихо лодочка плывет», «Ночка, моя ночка», «Сумрак ночи пал на землю», «Та нема гірш нікому, як тій сиротині», «Кучерява Катерина», «Чи це ті черевички, що попович покупав».

Весь летний сезон 1909 года, на Славянских минеральных водах выступал, полюбившийся в предыдущих двух сезонах, симфонический оркестр Н.Х.Векслера. Музыка в исполнении оркестра Векслера звучала на курорте ежедневно, причем программа была весьма разнообразной и не повторялась каждый день.

Изображение
Векслер_Программа.jpg

Из всего вышесказанного вырисовывается довольно-таки яркая картинка уровня культурной жизни провинциального Славянска досоветской эпохи. Это одновременно вызывает и чувство гордости за прошлое нашего города и некое чувство сожаления об утрате того уровня.

Igvard.

Использование материалов этой статьи возможно только с указанием ссылки на нее.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Славянская сцена 100 лет назад
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018 19:31 

Зарегистрирован: 27 апр 2018 19:25
Сообщения: 7
столько всего открыла для себя нового


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Славянская сцена 100 лет назад
СообщениеДобавлено: 05 май 2018 07:36 

Зарегистрирован: 04 май 2018 07:41
Сообщения: 2
интерестно


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Славянская сцена 100 лет назад
СообщениеДобавлено: 03 июл 2018 22:03 
Завсегдатай

Зарегистрирован: 03 июл 2018 22:01
Сообщения: 13
Откуда: Донецк
Крутая статья! и правда интересно..


Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


 Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: