Twitter   Facebook   FeedBurner   RSS-канал  
Міська рада
Публічна інформація
ЦНАП
Звернення громадян
Громадянське суспільство
Служби інформують
Оформлення документів
Зайнятість
Почесні громадяни
                                         
 Рекомендации по вопросам образования, реорганизации и ликвидации

Рекомендации по отдельным вопросам, связанным с образованием, реорганизацией и ликвидацией центральных органов исполнительной власти, правительственных органов и их территориальных органов

ЛИКВИДАЦИЯ - это такая форма прекращения юридического лица, при которой прекращаются все права и обязанности такого юридического лица. 

ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА один из способов прекращения деятельности юридического лица. 

Реорганизация - это другая форма прекращения юридического лица. При реорганизации юридическое лицо также прекращает свое существование, но все права и обязанности в порядке правопреемства переходят к вновь созданному (другому) юридическому лицу. 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ - перестройка, преобразование любого учреждения, предприятия, организации, структуры управления и т.д. 

Формулировка п. 1 ст. 40 КЗоТ, с одной стороны, дает основания считать, что реорганизация (присоединение, слияние, разделение, выделение, преобразование) или перепрофилирование предприятия, учреждения, организации позволяют владельцу расторгнуть трудовой договор. 

Однако это не совсем правильно.
Часть 3 ст. 36 КЗоТ предусматривает, что при реорганизации предприятия, учреждения, организации действие трудовых договоров продолжается. Эта норма решает вопрос о том, что при реорганизации предприятия, учреждения, организации наступает правопреемство не только в части имущества и имущественных прав и обязанностей, но и в трудовых отношениях. 

Особенностью увольнения работника по соглашению сторон, а также в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников, заключается также в том, что работник после увольнения имеет законное право получить статус безработного и получать пособие по безработице.
В ст. 26 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII предусмотрены гарантии для работников, потерявших работу в связи с изменениями в организации производства и труда (в т.ч. в связи с сокращением штата ). 

Работнику, трудовой договор с которым был расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа по п.1 ст. 40 КЗоТ Украины в связи с сокращением численности или штата работников, при условии его регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущего работу, гарантируется: 

а) предоставление статуса безработного, если в течение семи дней работнику не была предложена подходящая работа; 

б) право на получение пособия по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней, 75 процентов - в течение 90 календарных дней и 50 процентов - в течение следующих 210 календарных дней, но не больше средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы; 

в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы по прежнему месту работы; 

г) право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законом срока лиц предпенсионного возраста, имеющих страховой стаж для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет, а для лиц, имеющих право на пенсию на льготных условиях, - стаж работы, дающий право на этот вид пенсии. 

Действующее законодательство Украины прямо предусматривает гарантии для уволенных работников по ч. 1 ст. 40 КЗоТ. 

Анализируя нормы действующего законодательства Украины есть основания предполагать, что в отличие от существования конкретной нормы, которая предусматривает гарантии для работников, которые были уволены в связи с сокращением штата, то есть по п. 1 ст. 40 КЗоТ, конкретной нормы, которая бы предусматривала гарантии для работников, которые были уволены по согласию сторон, то по п. 1 ст. 36 КЗоТ, действующим законодательством Украины не предусмотрено. 

Соответственно, следует обратиться к норме Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (далее - Закон № 1533). В частности, ст. 22 Закона № 1533 предусматривает условия и продолжительность выплаты пособия по безработице. 

Пункт 2 указанной выше статьи содержит положение, согласно которому лица, признанные в установленном порядке безработными, которые на протяжении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работали меньше 26 календарных недель, а также лица, желающие возобновить трудовую деятельность после длительного (более 6 месяцев ) перерыва, и застрахованные лица, уволенные с последнего места работы по основаниям, предусмотренным ст. 37, пунктами 3, 4, 7, 8 статьям 40, 41 и 45 КЗоТ Украины, имеют право на пособие по безработице без учета страхового стажа. 

Из этого законодательного положения, можно сделать вывод, что все другие лица, которые были уволены по другим основаниям (в нашем случае, по п. 1 статьи 36 КЗоТ - по соглашению сторон) имеют право на пособие по безработице с учетом страхового стажа, т.е. в таком случае следует руководствоваться требованиями ст. 23 Закона № 1533, которая гласит, что застрахованным лицам, указанным в ч. 1 ст. 22 Закона № 1533, размер пособия по безработице определяется в процентах к их средней заработной платы (дохода), определенной в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного Кабинетом Министров Украины от 26.09. 2001 г. № 1266, в зависимости от страхового стажа: до 2 лет - 50 процентов, от 2 до 6 лет - 55 процентов, от 6 до 10 лет - 60 процентов, свыше 10 лет - 70 процентов. 

Под страховым стажем подразумевается период (срок), в течение которого лицо подлежит страхованию на случай безработицы и за который уплачены страховые взносы. 

Пособие по безработице выплачивается в зависимости от длительности безработицы в процентах к определенному размеру: первые 90 календарных дней - 100 процентов в течение следующих 90 календарных дней - 80 процентов; в дальнейшем - 70 процентов. 

Досрочный выход на пенсию является правом, а не обязанностью работника. 

Законодательную формулировку «право на досрочный выход на пенсию» следует понимать так. Понятие «право» в контексте, употребляемый законодателем, предполагает именно сознательную волю субъекта такого права, который может распоряжаться предоставленным ему правом на собственное усмотрение.

При реорганизации, ликвидации, сокращении численности или штата работников следует соблюдать требования трудового законодательства Украины относительно преимущественного права оставления на работе. 

Так, статьей 42 Кодекса законов о труде Украины предусмотрено, что при расторжении трудового договора в связи с реорганизацией (сокращением численности или штата) преимущественное право на оставление на работе имеют работники с более высокой квалификацией и производительностью труда Доказательствами более высокой квалификации и производительности труда. могут быть документы и другие сведения, в том числе об оплате, о присвоении рангов, качество исполнения поручений и т.д. 

При этом преимущественное право оставления на работе касается всех работников предприятия, занимающих такую же должность и выполняющих такую же работу, а не только тех, кто работает в структурном подразделении, в котором выполнял работу или занимал должность работник, подлежащий освобождению. 

Часть 2 ст. 42 КЗоТ Украины При равных условиях производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:
- Семейные - при наличии 2 и более иждивенцев;
- Лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- Работники с длительным беспрерывным стажем работы на данном предприятии;
- Работники, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства;
- Участники боевых действий, инвалиды войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";
- Авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;
- Работники, которые получили на этом предприятии трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- Лица из числа депортированных из Украины в течение 5 лет со времени возвращения на постоянное местожительство в Украину; работники из числа бывших военнослужащих срочной военной службы и лиц, проходивших альтернативную службу - в течение 2 лет со дня увольнения их со службы. 

Перечень категорий работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное ст. 42 КЗоТ, не является исчерпывающим. 

Так, Законом Украины от 16 декабря 1993 "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине" предусмотрено, что преимущественное право на оставление на работе предоставляется также лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной 

Закон от 22 октября 1993 "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" предоставляет преимущественное право оставления на работе Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, а также лицам, награжденным четырьмя и более медалями "За отвагу". 

Согласно Закону Украины от 28 февраля 1991 ". О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" (в редакции Закона от 19 декабря 1991) преимущественное право на оставление на работе имеют граждане, отнесенные к 1-4 категорий пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. 

В соответствии с Законом Украины от 24 марта 1998 "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите" ветераны военной службы имеют преимущественное право на оставление на той работе, на которую они поступили впервые после увольнения с военной службы. 

При увольнении работников по п. 1 ст. 40 работодатель вправе провести перегруппировку работников. Она заключается в переводе более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на должность, которая не подлежит сокращению, уволив с нее в связи с сокращением штата менее квалифицированного работника. Не допускается перегруппировка работников с одинаковой квалификацией или производительностью труда. 

Согласно требованиям ст.49-2 КЗоТ Украины собственник или уполномоченный им орган обязан издать приказ о предупреждении о предстоящем высвобождении в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата работников и предложить соответствующую работу (в случае такой возможности, наличие вакансий и т.п.). 

Одновременно, но не позднее чем за два месяца до увольнения, предоставляет в государственную службу занятости списки предупрежденных о высвобождении. В случае непредоставления или нарушение срока предоставления в службу занятости данные о предстоящем высвобождении - предусмотрен штраф в размере годовой заработной платы за каждого увольняемых работников. 

Также, собственник или уполномоченный им орган обязан предоставить этой службе списки фактически уволенных работников в 10-дневный срок после увольнения. 

Следует обратить внимание, что согласно статье 43 КЗоТ Украины прекращения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается лишь с предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.


Подготовлено
Управлением государственной службы
Главгосслужбы Украины в Донецкой области


3273Версія для друкуНадіслати

Веб-камери міста
Трансляція засідань
Тижневий план
Актуально
















Розсилка новин

Введите Ваш e-mail:

пошук
ПРИЄДНУЙТЕСЬ
погода
GISMETEO: Погода по г.Славянск
курсИ валют
finance.ua

finance.ua

finance.ua
Статистика